“BilimKarvoni”

Об экстремистской обстановке в Татарстане. Аналитическая записка

Дата — 20.12.12

В современных условиях реальную угрозу конституционного строя и национальной безопасности Российской Федерации, представляет усиление экстремизма, включая его крайнюю форму — терроризм. В настоящее время проблема экстремизма в России вышла далеко за пределы понятия «кавказский экстремизм и терроризм». Рост экстремистских настроений, организация неформальных объединений и движений, нападение на граждан другой национальности или вероисповедания, теракты наблюдаются и в Приволжском федеральном округе, в частности Республике Татарстан.

Анализ криминальной ситуации в сфере экстремистской преступности показывает нам, что за последний период в Татарстане наблюдается чрезмерная активизация экстремистских групп.

По данным МВД Татарстана за последние три года угроза экстремизма расширила свои границы. В частности, по итогам 2014 года в республике выявлено 52 преступления экстремистской направленности (рост составил 15,6% по сравнению с 2013 годом), 32 — террористического характера (рост — в 3,2 раза).

По материалам Совета Безопасности Татарстана преступления были осуществлены следующими организациями: «Ат-такфир уа-аль-хиджра», «Таблиг», «Милли Меджлис», «Аль ас-Сунна», «Хизбут Тахрир аль- Исламия», «Исмаил ага», «Нурджулар», «Джамаат Таблиг».

В частности в тот период был убит заместитель муфтия Татарстана В.Якупов, тогда же было осуществлено покушение на муфтия И.Файзова, после которого он был вынужден покинуть пост, обнаружены ксенофобные надписи на храмах (развернутая в республике антикряшенская кампания, призывающая кряшен «вернуться в ислам»), поджог православных церквей, обстрел объекта «Нижнекамскнефтехим» и прочее.

По мнению начальника Центра по противодействию экстремизму МВД по Татарстану М. Галлямова, основными предпосылками, порождающими такую криминальную ситуацию и способствующими росту экстремизма в Татарстане, является следующее:

Во-первых, возрастание участия молодежи в неформальных группировках экстремистско-националистической направленности. Это связано прежде всего с ухудшением обстановки в регионе, как последствие экономического кризиса в стране. Безработица, обещание со стороны агитационных ваххабитских и экстремистских кругов жить беззаботно во имя Идеи национальной и расовой исключительности, приводит к увеличению роста участников в таких организациях.

Во-вторых, наблюдается также участие в вышеперечисленных организациях политической и экономической элиты (чиновники и бизнес- структура), кроме того, присутствует и криминал. Ранние организационные преступные группировки (ОПГ) трансформируется сейчас в организованные преступные экстремистские группировки (ОПЭГ). Вчерашние члены ОПГ вернулись с мест лишения свободы, где приняли ваххабизм с новыми взглядами. Ранее их преступные деяния были из бандитских побуждений, а сейчас он приобрел религиозную окраску.

Кроме того, также следует отметить, что экстремисты есть и среди мигрантов, не желающие интегрироваться и противостоящие местному населению и, вступившие в вышеуказанные объединения. Некоторые поселения из числа самых опасных равномерно распределены по карте Республики Татарстан: Ямашурма Высокогорского района, Малая Елга, Большая Елга (Рыбно-слободской район), Песчаные Ковали Лаишевского района, Шеланга Верхнеуслонского района, в районе Альметьевска — деревня Русский Акташ, в Заинском районе. В основном они сконцентрированы вокруг Казани, Альметьевска и Нурлата — крупных железнодорожных и коммуникационных центров.

Мигрантов, ставших на путь экстремизма, не преследует боязнь, в случае обнаружения, захвата и ареста, быть заключенными на долгий срок лишения свободы (В России очень либеральное законодательство по борьбе с экстремизмом). Если, в Узбекистане, например, за это следует наказание в виде лишения свободы от 15 до 20-ти лет (ст. 244-2. УК РУз), то в России, соответственно, и Татарстане — от 3 до 5 лет, и то за первый раз — условно, либо следует наказание в виде штрафа (ст.ст. 282.1, 282.2 УК РФ).

Вместе с тем, существует проблема отсутствия специальных мест лишения свободы для осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность. Сотрудники казанского СИЗО, отмечают, что преступники вышеуказанного толка склонны к пропаганде экстремистской идеологии. Эксперт Института национальной стратегии Республики Татарстан Р. Сулейманов по данному вопросу предполагает, что в колонии такие преступники продолжают агитацию. И есть ситуации, когда заключен один религиозный фанатик из числа действующих экстремистских группировок, а на свободу выходят уже десять.

В целях борьбы с деятельностью перечисленных экстремистских формирований по республике проводятся мероприятия.

По предложению президента Республики Татарстан Р.Минниханова было организовано для сотрудников районных и городских прокуратур курсы, чтобы повысить уровень их знаний об исламском радикализме.

Осуществляется ежедневный контроль за работой структурных подразделений путем сбора информации.

Со стороны МВД по Республике Татарстан и других правоохранительных органов уделяется повышению защищенности объектов транспорта и безопасности пассажиров.

Была преобразована постоянно действующая межведомственная рабочая группа по вопросам гармонизации межэтнических отношений в Совет по вопросам гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений.

Заместителем министра внутренних дел России А.Савенковым, министром внутренних дел Татарстана А.Хохориным на борьбу с экстремизмом были объединены межведомственные усилия по противодействию, экстремизму и терроризму (Территориальное управление ФСБ, МВД, парламент и Совет безопасности республики).

В целом, исходя из вышеизложенной проблемы, администрация Республики, силовые структуры и эксперты прогнозируют улучшение обстановки при сохранении использования методов борьбы, а также осуществлении следующих действий и мероприятий:

Требуется привлекать лиц к уголовной ответственности по всей строгости закона. Составы преступлений экстремистской направленности надлежит переместить в категорию тяжких преступлений.

Что касается мнений экспертов и силовых структур по вопросу тюремной агитации, стоит приглядеться к опыту Казахстана, где для религиозных экстремистов десять лет назад появилась отдельная колония, чтобы оградить остальных осужденных от их влияния. Ведь самый страшный преступник — это преступник с идеологией.

По мнению начальника Управления Президента Татарстана по взаимодействию с религиозными объединениями М.Гатина и заместителя руководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Н.Беломоиной, необходимо создать Ассоциацию межрелигиозного сотрудничества Татарстана — общей площадки для сближения представителей всех конфессий. Кроме того, предлагается основать при Управлении Президента Татарстан по взаимодействию с религиозными объединениями рабочую комиссию по вопросам предупреждения религиозного экстремизма в Татарстане.

Таким образом, будет создана как правовая, так и организационная база противодействия данному негативному социальному явлению, будет налажен тесный диалог между государственными, общественными (в частности с молодежными) и духовными учреждениями, осуществляющими свою деятельность в Татарстане.

Фахриева А.И