“BilimKarvoni”

Семинар 16. Внешняя политика есть продолжение внутренней или наоборот?

7/12/2018 состоялся семинар НННУ «Караван знаний» на тему: «Внешняя политика есть продолжение внутренней или наоборот?» С лекцией выступил Д-р Фарход Толипов.

Основные тезисы доклада и дискуссия включали следующие моменты:

— С теоретической точки зрения, был дан обзор основных школ Международных отношений, которые изучают внешнюю политику государства: Реализм, либерализм, марксизм, конструктивизм. Выступление было в рамках реалистской школы.
— В изучении внешней политики государства, помимо прочих факторов, интересно наблюдать, насколько элементы старой (закрытой) и новой (открытой) дипломатии сосуществует в наше время. Нельзя утверждать (как это можно читать в учебниках), что эра закрытой дипломатии ушла в прошлое и наступила эра открытой дипломатии.
— Анализ внешней политик Узбекистана (как, впрочем, и других стран региона) следует проводить в контексте формирующегося нового мирового порядка, который, в свою очередь, также следует определить как термин.
— Страны бывшего СССР не следует называть пост-советскими; они также и не ННГ – Новые Независимые Государства. Эти определения были присущи и уместны для т.н. переходного периода, который завершился. Их теперь следует рассматривать как обычные государства в мировой системе. Это важно для изначальной постановки исследовательской линии.
— Внешнюю политику Узбекистана часто оценивают как ‘Pendulum policy’ (маятниковая политика), которая якобы всегда балансировала между Россией и США. Однако это не верное представление о внешней политике этого государства. Это было не столько балансирование, сколько сложная диалектика развития международных отношений государства в условиях, как однажды (в 2005г.) заявил Президент И. Каримов, «геополитической неопределенности» в регионе.
— Внешняя политика РУз за прошедший период приобрела значительный опыт. В ней были свои ‘Ups’ and ‘Downs’. Например, Узбекистан преуспел в накоплении договоров о стратегическом партнерстве, в том числе с США и РФ. Но содержание этих документов не одинаково. Ташкент также стремился выдвигать ряд инициатив касательно ситуации в Афганистане. Однако формулы «6+2» и «6+3» оказались не удачными. Другой пример: Ташкент придерживался принципиальной позиции по вопросу строительства Рогунской ГЭС, но нынче согласился с его строительством.
— Консультативная встреча глав государств Центральной Азии, состоявшаяся по инициативе Президента Мирзиёева в марте 2018г. стала самым крупным прорывом в региональных делах. Следующая встреча состоится в Ташкенте, но и она будет Консультативной, что немного удивляет.
— Как и в других сферах и ведомствах государства, в сфере внешней политики также целесообразно проводить реформы. Так, например, необходимо сделать Концепцию внешнеполитической деятельности РУз открытым документом. Само внешнеполитическое ведомство довольно закрыто от общества и многие процессы по выработке внешней политики не транспарентны. Политические партии тоже не выражают (не имеют) своей позиции по вопросам внешней политики. И т.д.